МАОУ "Гимназия №13 "Академ"

МАОУ "Гимназия №13 "Академ"
город Красноярск

суббота, 21 октября 2017 г.

Включать ли детей с особыми возможностями в обычные классы?

Инклюзия – включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычные классы обычных школ – явление для нашей страны достаточно новое, поэтому многим непривычное: о том, как подступиться к столь непростой жизненной ситуации, мы сегодня и поговорим. Раньше для детей с физическими (например, заболевания опорно-двигательного аппарата), умственными (речевыми, а также общими ментальными), сенсорными (зрение, слух) или психическими (аутизм, расстройство личности и др.) отклонениями было несколько основных стратегий для обучения: надомное, в специализированных классах в обычных школах и в спецшколах, куда они попадали в соответствии со своими особенностями. Сегодня же в любом классе может оказаться «особый ребенок», чьи родители считают необходимой его социализацию.
И тенденции последних лет говорят о том, что инклюзии быть. Все больше детей с особенностями здоровья будут приходить в обычные классы. Следовательно, всем надо быть к этому готовыми.   БУДЬ НЕ ТАКИМ, КАК ДРУГИЕ, И ПОЗВОЛЬ ДРУГИМ БЫТЬ ДРУГИМИ. Хенрик Ягодзиньский   КАК ЕСТЬ «В классе моей дочери был мальчик: материал понимал хорошо, но ползал под партами во время урока, пытался снимать обувь с одноклассников, мог петь или кричать, был агрессивен. К чести учительницы, никакой травли не было, и подходы искали постоянно, привлекая родителей, психолога. Но ничего не помогало. Когда они переехали, все вздохнули спокойно». Пока именно такими словами можно описать ситуацию с инклюзией. Заложниками непродуманного процесса становятся все: и особые дети, и обычные, и учитель, и родители. Даже формально подготовленный учитель слабо понимает, как адаптировать программу, не делая ее легче (скажем, ученика с отставанием в речевом развитии можно не спрашивать у доски, в оценках ориентироваться на письменные работы и тесты). А денег на тьютора (сопровождающего) у школы нет, да и самого специалиста в нашей стране еще поискать нужно. И хорошо, если ситуация относительно «легкая»: например, ребенок с сохранным интеллектом и без особенных проблем в поведении и эмоциональной регуляции. А если нет? Дети, видя «что-то не то», начинают смеяться, сердиться, отстраняться. И особый ребенок может начать проявлять неадекватность в поведении: громко плакать, кричать, мерно качаться или гудеть, залезать под парту, ходить по классу, задирать одноклассников. Учитель старается удержать ситуацию, применяя способы, которые сработали бы с обычным ребенком, а на особого в лучшем случае не влияют, а нередко ухудшают ситуацию. Процесс обучения идет насмарку, родители в шоке. Кто виноват? Инклюзия. Что делать? «Попросить» из класса особого ученика, не нужна инклюзия, вред от нее здоровым. «Пусть идет в свою спецшколу или учится на дому», – гудят родительские чаты. Но выход ли это? КАК ДОЛЖНО БЫТЬ Среди своих знакомых мне удалось найти такую историю будущего в настоящем: «У Макса в классе был парень с ДЦП, интеллект сохранен. Так ребята взяли над ним незаметное негласное шефство (если пытались опекать явно, очень обижался). И вот они вылетают на улицу, толкаются, задираются, как все мальчишки. Только смотрю: один из них, покрупнее-посильнее, незаметно у Алешки за спиной стоит, чтобы подхватить, если ноги не удержат. А остальные пихаются без поблажек». Парень успешно закончил школу, и родители учеников до сих пор вспоминают этот опыт совместного обучения с особой теплотой. Дабы эта прекрасная картинка стала повсеместной, необходимо, чтобы и взрослые, и дети научились вести себя с необычным одноклассником, как с обычным – но при этом уважая и учитывая его особенности, чтобы не обидеть. Еще раз акцентирую внимание на позиции взрослых: для учителей и родителей должно быть нормой, что в классе есть ученик с особенностями здоровья. Они считают, что это очень хорошо, потому что учит ребят толерантности, сочувствию и взаимопомощи. ЗА СЧЕТ ЧЕГО ЖЕ ПРОИЗОЙДЕТ ЭТО ЧУДО? 1. БУДУТ ПОДГОТОВЛЕНЫ УЧИТЕЛЯ На это действительно нужно время. Отучиться можно быстро, за полгода, а вот опыт и навыки – дело долгое. Но через несколько лет ребенок с особенностями будет попадать в класс, где есть педагог, подготовленный по конкретному профилю. 2. РЕШАТСЯ ВОПРОСЫ ТЕХНОЛОГИИ Отработаны адаптированные программы, написаны пособия, рекомендации, то есть произойдет систематизация опыта. 3. БУДЕТ ПРОРАБОТАНА ТЕМА ТЬЮТОРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Сопровождающий находится в классе рядом с ребенком, тут же адаптирует любое задание учителя, следит за моментами, когда для ученика наступает предельное насыщение процессом и надо отдохнуть. Через тьютора происходит и общение с другими детьми, если школьник испытывает в этом трудности (начинается социализация). 4. ПОЯВЯТСЯ БОЛЕЕ ГИБКИЕ ФОРМЫ ИНКЛЮЗИИ Например, посещение класса с тьютором в одни дни, индивидуальные занятия – в другие. 5. НАЧНУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В КОЛЛЕКТИВ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГОВ Обычных детей будут «вести» в том, чтобы понять – этот ребенок особенный, он двигается, говорит и общается немного по-другому. И помочь ему можно вот таким образом. 6. РОДИТЕЛИ БУДУТ СПОКОЙНЫ Видя такую всестороннюю поддержку процесса, родители обычных детей перестанут волноваться за процесс обучения и смогут действительно поддерживать в своих детях дух толерантного и терпеливого отношения к ребенку с особенностями здоровья. А родители особых учеников получат возможность не «обороняться», а чувствовать себя хорошо, зная, что их школьник получает то, что ему необходимо. ШАГИ ВПЕРЕД Все это хорошо, скажут родители. Но наш ребенок учится здесь и сейчас! Вот непридуманный возглас: «В то время как проходит социализация сложных детей, у моего сына проходит детство». Тяжело, как уже было сказано выше, всем участникам процесса. Но это не означает, что идею инклюзии нужно оставить. Думаю, что родители могут помочь в том, чтобы продвинуть процесс в сторону «светлого будущего». Для этого желательно: Объединиться Родители обычных и особых детей должны действовать сообща. Например, в том, чтобы просить (требовать) тьютора для особого ребенка. Вовсе не обязательно введение тьютора в штат и оплата его услуг из бюджета школы. Существуют попечительские советы, которые могут вынести решение создать специальный фонд, средства которого будут расходоваться на таких помощников. Также школа может искать спонсорскую помощь. Возможности есть, и они разные.   Принять и осознать Это, пожалуй, самый важный шаг. Судите сами: добрую половину детей в классе можно считать особыми. Астматик особый или нет? Он не раз переживал страх смерти, и ему нельзя даже громко смеяться, то есть бурно выражать самую лучшую эмоцию! Ребенок с проблемами сердечно-сосудистой системы: выглядит вполне здоровым, но ему запрещено соревноваться, а так хочется. Аллергики, которые грустными глазами смотрят на праздничное угощение. Дети с сахарным диабетом, ходящие с инсулиновой помпой… У многих детей можно найти ограничения по здоровью.   Каждый из родителей хотел бы, чтобы особенности его ребенка были учтены другими. Если говорить о школе, то приняты учителем и одноклассниками. Наверное, для этого нужно будет начать с себя, найдя в себе силы принять, что люди с ОВЗ будут рядом. Стараться передать терпеливую и принимающую позицию своим детям. Вот слова одной мамы: «Мне очень хотелось бы, чтобы мои дети росли рядом с ребятами со сложностями со здоровьем. Чтобы понимали, что в жизни всякое бывает и никто не застрахован от того, что завтра и с тобой что-то случится. Для меня инклюзивное образование – это не минус. Это плюс»

Комментариев нет:

Отправить комментарий